Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок«Земноводные – первые наземные животные». 7класс

Учитель биологии Лобова Е.В .

 

Характеристика темы: данный урок является последним в теме «Класс Земноводные». На изучение этой темы отводилось 4 урока.

Дидактическая цель: Создание условий для обобщения и систематизации  учебной информации через использование технологии критического мышления и  разноуровнего обучения.

Цели по содержанию:

I.Образовательные: 1.Способствовать обобщению и систематизации знаний о внешнем и  внутреннем строении  земноводных животных.

2.Создать условия для установления причинно-следственных связей между строением и условиями обитания.

3.Выяснить значение появления класса амфибий на пути эволюции позвоночных животных.

II. Развивающие: 1.Продолжить развитие информационной компетентности – умения находить необходимые сведения в тексте учебника, извлекать информацию из других источников.

2.Продолжить развитие коммуникативной компетентности – готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигая гипотезу, доказательства.

3.Продолжить развитие социальной компетентности-продуктивно взаимодействовать со своими партнёрами, с членами группы при взаимообучении.

III. Воспитательные: 1.Продожить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к природе, к братьям нашим меньшим.

2.Продолжить формирование научного мировоззрения на основе познания процесса исторического развития животного мира.

Тип урока – обобщение и систематизация знаний.

Методы обучения: репродуктивный, проблемного изложения, частично- поисковый ( по И.Я. Лернеру, М.Н.Скаткину ).

Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая фронтальная.

Структура  урока  Эпиграф урока:    «Прыгунья, пловчиха – в воде и на суше.Наряд  у лягушки удобен и прост…»  

 Лейла Гайнулина

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1.Этап вызова.

●актуализация

и обнаружение

имеющихся у ученика знаний по данной проблеме.

●побуждение интереса к теме

●мотивация ученика к учебной деятельности

●Создаёт комфортную ситуацию для начала урока.

●Звучит запись голосов земноводных в природе, предлагает эпиграф и задаёт вопросы:

-О ком идёт речь в этом эпиграфе?

-С какой целью у земноводных появились лёгкие?

-Докажите, что земноводные – это пионеры во всём, что касалось жизни в воздушной среде?

●Делит класс на 2 группы  по 3 человека в каждой и предлагает сыграть в игру «Верю-не верю»: ответить на вопросы и обосновать

своё мнение.

●Задаёт вопрос:

*В чём же земноводные

были «пионерами»?

●Готовятся к началу урока

●Приветствуют учителя и гостей

●Актуализируют меющиеся знания.

●Создают группы, обсуждают ответы, затем последовательно отвечают на вопросы для всего класса.

●Рассуждают, делают

предположения.

2.Этап осмысления.

●получение новой информации

●осмысление новой информации

●соотнесение её с  уже имеющимися знаниями

●Предлагает учащимся добровольно создать новые по составу экспертные группы: 3 группы по 2 человека, с тем, чтобы сообща поработать  и обсудить предложенные задания, используя учебник и дополнительную литературу, затем вернуться   в  группу и ознакомить всех с изученным материалом

(стратегия «зигзаг»)

●Объединяются в экспертные группы,

изучают информацию, отвечают на вопросы, возвращаются в группу и поочереди рассказывают.

3.Этап

рефлексии.

●целостное осмысление и обобщение полученной информации

●выработка собственного    отношения к изученному материалу и его повтор-наяпроблематизация

(новый «вызов»)

●анализ всего

процесса изучения материала

●Задаёт вопросы по обсуждаемой проблеме членам группы

●Составить «кластер» по

изучаемой проблеме

(пучок идей)

↑           ↑           ↑

земноводные-

пионеры

↓            ↓          ↓

●Предлагает вернуться к игре «Верите ли вы?»

и вновь обсудить предложенные в ней вопросы.

●Предлагает разноуровневое домашнее задание:

Δ  прочитать §, повторить признаки земноводных

■ подумать, почему земноводные не стали самой процветающей

группой животных?

*составить « синквейн» по изученной теме

●Предлагает оценить

уровень эмоционального состояния:

!-мне было интересно

?.много было непонятно

-- мне было неинтересно

● Определить уровень

своих достижений,   наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания

●Подводит итоги урока, объявляет отметки

●Отвечают на     вопросы

●Составляют «кластер» и презентуют  его.

●Отвечают на вопросы и обосновывают своё мнение.

●Записывают домашнее задание.

●Оценивают уровень

своего эмоционального состояния на уроке.

●Определяют уровень своих достижений(Δ, ■, *)

Приложение №1 .Вопросы.  Верите ли вы, что…

● Земноводные – это первые наземные животные.

● Земноводные могут издавать громкие звуки и неприятный запах.

● Земноводные не болеют кожными заболеваниями.

● В Китае и Японии используют яд жабы в медицине.

● Земноводные могут ориентироваться, используя магнитное поле Земли.

● Человек сконструировал несколько моделей «лягушачьего глаза».

● Земноводные имеют в скелете шейный позвонок, который соединён с черепной коробкой.

● Трёхкамерное сердце земноводных более выгодно, чем двухкамерное сердце рыб;

● Земноводные поддаются дрессировке.

Приложение №2 Задания для работы экспертных групп.

Экспертная группа № 1. Обсудите вопросы

■У земноводных врагов предостаточно, а ни острых когтей, ни мощных клыков у них нет. И всё же за миллионы лет они в совершенстве освоили искусство самообороны. Докажите это.

■Без компаса и карты ориентируются земноводные на местности. Что помогает им в этом?

Экспертная группа № 2Обсудите вопросы

■ Земноводные первыми встали на ноги и научились поворачивать голову. Какие особенности  скелета появились в связи с этим?

■У земноводных трёхкамерное сердце и два круга кровообращения. Докажите, что, это выгодно.

Какие преимущества в связи с этим получили земноводные?

Экспертная группа № 3. Обсудите вопрос

Усовершенствование систем внутренних органов повлекло усложнение самой важной системы – нервной, причём в первую очередь её главного отдела- головного мозга. О сообразительности животных судят  по одному показателю: поддаются или не поддаются они дрессировке.

Что можно сказать о сообразительности земноводных? Ответ обоснуйте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока «Строение сердца», 9класс

Учитель биологии Лобова Е.В.

Цель:создать условия для осмысления школьниками информации об особенностях строения сердца человека.

Задачи:

 - помочь учащимся в раскрытии значения терминов «эндокард», «венечные сосуды», «полулунные клапаны», «створчатые клапаны»;

 - создать условия для развития у школьников умений находить и обозначать отделы сердца на рисунках, устанавливать взаимосвязи между строением сердца и выполняемой функцией,

 - способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в группе совместно приходить к общему решению;

 - создать условия для развития умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками.

Используемые педагогические технологии:технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные технологии обучения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал (задания из рубрики «Верите ли вы, что…», задания для работы в группах.

Ход урока:

$110.  Определение темы урока, вызов:

Учитель: На протяжении нескольких уроков вы изучаете кровеносную систему. Вы уже узнали о существовании двух кругов кровообращения, познакомились с особенностями строения кровеносных сосудов.

 А сегодня на уроке речь пойдёт об органе, который, по сути, является сложноустроенной мышцей. Но так считали не всегда.

 Так в Древнем Китае полагали, что этот орган участвует в пищеварении; в Египте были убеждены, в том, что он причастен к образованию мочи. А знаменитый английский врач Уильям Гарвей вот как писал об этом органе: « Оно – источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма» О каком органе сегодня на уроке пойдёт речь?

Ученики: О сердце.

Учитель:На уроках биологии в прошлом году вы уже немало узнали об особенностях строения и функциях сердца многих животных. А сегодня мы постараемся углубить ваши представления.

 Но прежде я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Знаете ли вы, что…?». Ваша задача – ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «-».

 Вам могут показаться незнакомыми некоторые биологические термины, постарайтесь предположить, каково их значение, и выполнить задание. Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь.

Задания рубрики «Верите ли вы, что…»

 1. …сердце располагается в грудной полости: в середине между лёгкими и лишь немного смещено влево?

 2. …в стенке сердца выделяют те же слои, что и в стенке артерии?

 3. … эндокард – самый мощный слой, входящий в состав стенки сердца?

 4. … питание сердечной мышцы осуществляется благодаря наличию венечных (коронарных) сосудов?

 5. … сердце человека имеет такое же строение, как сердце пресмыкающихся: состоит из двух предсердий и желудочка с неполной перегородкой?

 6. … на границе между предсердиями и желудочками расположены полулунные клапаны?

 7. … створчатые клапаны препятствуют обратному движению крови из желудочков в предсердия?

Школьники выполняют работу, советуясь со своим соседом по парте, совместно приходят к определённым заключениям. Прежде чем приступить к проверке выполнения задания учитель выбирает «экспертов» - учащихся, задача которых сравнить их предположения с мнением других ребят и выявить противоречия.

Учитель: Итак, в ходе обсуждения появились разногласия, сегодня я предлагаю так построить работу, чтобы к концу урока разрешить все противоречия.

 Как вы думаете, знакомство со значением каких биологических терминов поможет нам достичь цели?

Неизвестные термины: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны. Целесообразно термины в виде вставок поместить на доске и вернуться к ним в конце урока.

Учитель: Предложите формулировку темы сегодняшнего урока.

После того, как учащиеся предлагают свои формулировки, учитель обобщает их и  определяет тему: «Строение сердца»

II. Осмысление:

Учитель: Прежде чем говорить о строении сердца, вспомните, где располагается этот орган?

Дети припоминают всё, что знают, делятся мнениями с одноклассниками.

 Учитель: А сейчас обратите внимание на рисунок, появившийся на экране Дополните свои представление о расположении сердца.

Организуется беседа по вопросам:

$110.  В какой полости тела расположено сердце?

 (Сердце располагается в грудной полости сразу позади грудины).

 2. Верно ли утверждение, что сердце располагается слева? Почему?

 (Сердце расположено близ средней линии тела: между правым и левым лёгкими).

 3. Почему биение сердца принять прослушивать слева?

 (Широкое основание сердца направлено вверх и назад, а суженная верхушка – вперёд и влево, именно благодаря такому расположению сердца оно лучше прослушивается слева).

 4. Что вам известно о размерах сердца взрослого человека?

(Сердце взрослого человека соизмеримо с его кулаком.Достаточно сжать кисть в кулак, чтобы определить размер своего сердца).

 Учитель: Сердце – небольшой орган, расположенный в грудной полости. Очень часто в источниках информации можно найти сведения о том, что сердце – полый мускульный мешок. Как вы думаете, с чем связано такое определение? Правомерно ли оно? Посоветуйтесь с соседом по парте и найдите ответы на поставленные вопросы.

Учащиеся советуются друг с другом, делятся своими предположениями с одноклассниками.

 Учитель: Чтобы убедиться в ваших предположениях, я предлагаю подробнее изучить особенности строения стенки сердца. Причём сделать это можно двумя способами: 1 – с помощью рисунка и с помощью текста учебника: параграф 28, страница 110 (I и II абзац). Ваша задача составить рассказ об особенностях строения стенки сердца, воспользовавшись одним из источников информации.

После выполнения задания целесообразно выслушать сначала учащихся, обратившихся к рисунку, а затем дополнить их рассказы с помощью ответов учеников, работавших с текстом учебника.

 Учитель: Почему же сердце называют мускульным мешком?

Ответы школьников необходимо проиллюстрировать с помощью рисунка с изображением строения сердца.

 Учитель: Общеизвестно, что сердце – орган, обладающий колоссальной работоспособностью, работающий в течение всей жизни. Но ведь для работы любого органа необходимо, чтобы к нему доставлялись питательные вещества и кислород, без которых жизнедеятельность любой клетки, ткани, органа будет немыслима.

 Как на ваш взгляд осуществляется доставка этих веществ к сердечной мышце?

 Рассмотрите рисунок, появившийся на экране, найдите ответ на поставленный вопрос.

Возможный ответ учащегося: снаружи сердце оплетено густой сетью кровеносных сосудов, они называются коронарными или венечными. По ним к сердцу доставляется кровь богатая кислородом и питательными веществами, а из сердца выводятся продукты жизнедеятельности.

Учитель: Сердечная мышца получает достаточное количество необходимых для работы веществ. А в чём заключается работа сердца?

 Ученик: Работа сердца заключается в обеспечении постоянного однонаправленного тока крови в организме.

 Учитель: Как вы думаете, какие особенности строения сердца обеспечивают однонаправленный ток крови? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, я предлагаю изучить некоторые особенности строения сердца. Для работы вам необходимо объединиться в группы по четыре человека.

Работа осуществляется по инструктивным карточкам, которые имеются на столах у каждой группы, после чего организуется проверка правильности выполнения школьниками задания.

 Учитель: Чтобы лучше запомнить информацию о клапанном аппарате сердца, я предлагаю вам заполнить таблицу «Клапанный аппарат сердца».

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, после чего проводится беседа по вопросам:

1. Почему створчатые клапаны не могут вывернуться в сторону предсердий?

2. Какие изменения могут произойти в организме при нарушении работы клапанного аппарата сердца?

III. Рефлексия

Учитель: Сегодня на уроке вы изучили особенности строения сердца. Остаётся только ответить на вопросы, поставленные нами в начале урока

Организуется работа с терминами: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны – после чего отвечают на вопросы из рубрики «Верите ли вы, что?»)

Домашнее задание: целесообразно предложить ребятам выполнить творческое домашнее задание, так например, они могут составить кроссворд на тему «Строение сердца», или подготовить сообщение на тему «Современные методы исследования сердца».

Использование приёма «Знаю, хочу знать, узнал».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по технологии развития критического мышления в 6-ом классе по теме:

«Цветок- орган семенного размножения»

Учитель биологии Лобова Е.В.

Цель урока: изучение нового материала с использованием технологии критического мышления.

Задачи урока:

Образовательная:  изучить особенности строения цветка.

Развивающая: развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательная: привить навыки коммуникативного общения, работать с таблицами, натуральными объектами.

Оборудование: схемы, таблицы, натуральные объекты, фотографии, справочники.

$1I.      Этап  урока «Вызов» 

Учитель: «Ребята, малыши начальных классов сочиняли загадки,  две из них я хочу вам прочитать».

1.Загадка

              «На праздник их дарят,                                                 «Тонкий стебелёчек,

                И в дни поздравлений,                                                 Яркий лепесточек, 

                Когда всем здоровья и счастья желают,                      Радуется солнышку,

                Посмотришь на них и радость внутри,                        Маленький………..»                                                

                Красивее их на земле не найти». 

Ребята разгадывают загадки  (Цветы, Цветочек )

Учитель: Как вы думаете, ребята, какое отношение имеют эти загадки к нашему уроку?

(Возможно, мы их будем изучать…)

  Учитель: Вы абсолютно правы.  Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной, значимой как для других организмов, так и нас, темой – Цветок. А почему?... Мы попытаемся ответить на этот вопрос  в конце урока.

$1·        Запишите в тетрадях число и тему урока «Цветок – орган семенного размножения»

$1·        Нарисуйте нашу разгадку в своих тетрадках (обучающиеся записывают тему урока и зарисовывают цветок.)

Учитель: Начнем мы урок с того, что попытаемся сформулировать определение, что такое   ЦВЕТОК.    Для этого, вам необходимо  вспомнить строение побега, виды почек…

 (Учащиеся дают свои определения, работа учеников может быть  как индивидуальной, так и групповой 1-2 мин).

 Учитель:

Фильтр по заголовку 

Количество строк:  
Заголовок материала Автор