Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Информационное письмо об организации правового просвещения

Документы

Приложение № I

Информационное письмо об организации правового просвещения и распространения информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, черв средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в 2016 году

1. Общие вопросы организации правового просвещения в Российской Федерации

Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют от граждан высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.

Деятельность по правовому просвещению способствует ознакомлению граждан с разного рода сведениями, затрагивающими их жизненные. интересы в правовой сфере, а также с достижениями в области права и свободного пользования им.

В целях формирования высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также преодоления правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства, приняты Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее — Основы).

В Основах, в частности, определено, что основными целями государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан являются:

1)                 формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;

2)                 повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;

3)                 создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;

4)                 внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

Утверждены Президентом Poccldick0ii Федерации 28.04.2011 № Пр- 1168.

В качестве одного из приоритетных мероприятий государственной политики названо обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем 2.

Координирующая функция по реализации государственной политики в сфере правовой грамотности и правосознания граждан возложена на Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.

2, Мероприятия по правовому просвещению, проводимые федеральными органами исполнительной власти

Российской Федерации

Министерство юстиции Российской Федерации определено ответственным исполнителем пункта 13 плана мероприятий на 2015 — 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы (далее план мероприятий).

На федеральном уровне ответственными исполнителями пункта 13 плана мероприятий также определены Минобрнауки России, Минтруд России, Минздрав России, Минкомсвязь России и Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Во исполнение пункта 13 плана мероприятий федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профессиональным юридическим сообществом, некоммерческими организациями и средствами массовой информации в 2016 году проводилась работа по правовому просвещению и распространению информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Федеральными органами исполнительной власти и учреждениями в 2016 году продолжена работа по организации и поддержке на официальных сайтах и тематических порталах разделов по правовому просвещению несовершеннолетних.

Так, для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, на официальном сайте Минюста России в разделе «Правовая информация» (http://minjust.ru/ru/pravovoe-prosveshenye-()l) размещены подготовленные Минюстом России совместно с федеральным бюджетным учреждением «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции

Статья 28 Федерального закона от 21.11.201l № 324-03 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 324-03).

Статья 1 1 Федерального закона № 324-03-

Российской Федерации» просветительские материалы (брошюры): «Что такое коррупция и как с ней бороться», «Старт во взрослую жизнь. Подростку (14 — 18 лет) о его правах, обязанностях и ответственности», «Наши права и обязанности: изучаем вместе», рабочая тетрадь к брошюре «Наши права и обязанности: изучаем вместе», методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса, а также методические рекомендации по правовому воспитанию учащихся в начальной школе (1 — 4 классы). Указанные пособия, проверочные материалы и методические рекомендации могут быть использованы образовательными и иными организациями при организации мероприятий по правовому просвещению.

Минздравом России на официальном сайте в сети «Интернет» (www.rosminzdrav.ru) на странице Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения в разделе «Материалы по деятельности Департамента» размещена информация поясняющего характера в отношении нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с медицинской помощью детям.

На портале «Я — родитель» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее — Фонд) (www.ya-roditel.ru) продолжена работа по информированию несовершеннолетних и их родителей о правах детей в специальном разделе портала «Имею право!». Раздел содержит актуальную правовую информацию для несовершеннолетних и их родителей (разъяснение норм действующего законодательства в части основных гарантий и прав ребенка в Российской Федерации, советы юристов, интервью со специалистами, видеоролики и инфографика о правах детей).

В 2016 год раздел «Имею право!» дополнен 10 материалами с информацией о правах ребенка для родителей, детей и специалистов, работающих с семьями.

Кроме того, на портале Фонда «Я — родитель» продолжалось информирование родителей и специалистов о правах детей в рубрике «Консультация юриста» (предусмотрена возможность задать вопрос юристу онлайн. Особое внимание уделено вопросам размещения тематических тегов по правам ребенка.

В рамках работы по предоставлению на указанном портале гражданам возможности получить бесплатные онлайн-консультации юриста за 10 месяцев текущего года юристами подготовлены более 80 ответов.

Продолжилось информирование родителей и специалистов о праве ребенка жить и воспитываться в семье, о юридических аспектах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в рамках раздела «Моя новая семья» и раздела «Родителям» портала «Я — родитель»).

Также в разделе «Моя новая семья» проводится мониторинг правовой базы и размещаются актуальные правовые акты и документы, а также даются юридические консультации для фактических и потенциальных приемных семей.

В ходе проводимого в 2016 гощу Фондом Всероссийского конкурса журналистских работ «В фокусе — семья» инициирована подготовка тематических материалов в федеральных и региональных СМИ о правах детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (право жить и воспитываться в семье, право на жизнь без насилия, права детей-инвалидов, права детей, преступивших закон). Всего на конкурс поступило более 500 работ из 69 субъектов Российской Федерации, церемония награждения победителей конкурса прошла в ноябре 2016 года в Центральном доме журналиста (г. Москва).

В сентябре 2016 года в г. Москве проведена VII Всероссийская выставка-форум «Вместе ради детей. Вместе с детьми», в ходе которой была организована специальная диалоговая площадка по актуальным вопросам участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Одним из важных направлений выставки-форума является вовлечение детей в осуществление гражданско-правовой, правозащитной и правотворческой деятельности по вопросам, непосредственно затрагивающим их законные интересы.

Кроме того, Фондом проводятся тематические мероприятия правовой направленности в рамках Всероссийского открытого смотра детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» под девизом «Дети детям» во Всероссийском детском центре «Орленок» (Краснодарский край) и второго международного юношеского медиа-форума в Международном детском центре «Артек» (Республика Крым).

В соответствии с Федеральным законом «О полиции»4 Министерство внутренних дел Российской Федерации участвует в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а тате в пропаганде правовых знаний. В целях реализации указанных положений МВД России поддерживается и развивается созданный для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, раздел «Правовая помощь детям» официального сайта МВД России в сети «Интернет» (https://мфд.pф/PRAVOVAJA_HELP_KIDS). В указанном разделе представлены новостная рубрика «Полиция на страже детства», памятки «Твоя пятерка безопасности» и «Простые правила», энциклопедия для детей, правовая викторина, информация по региональным проектам для детей, интерактивный обучающий проект от Госавтоинспекции, а также детская страница «Полиция — детям».

Российские федеральные средства массовой информации как печатные, так и электронные, на регулярной основе освещают вопросы, связанные с соблюдением прав ребенка, а также выпускают информационно-просветительские сюжеты и публикуют статьи о правовом просвещении родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей.

Подпункт 4 части статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-03 «О полиции»,


З, Мероприятия по правовому просвещению, проводимые в субъектах Российской Федерации5

3.1. Мероприятия по правовому просвещению, проводимые в общеобразовательных организациях субъектов

Российской Федерации

Анализ мер организации правового просвещения и распространения информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, информационно-коммуникационную сеть «Интернет», в субъектах Российской Федерации показал, что на территории субъектов Российской Федерации проводится большая и содержательная работа,

В субъектах Российской Федерации органами государственной власти в целях обеспечения доступности дошкольного и общего образования, создания условий для сохранения здоровья и развития детей, развития системы патриотического воспитания граждан утверждены региональные программы развития образования, в рамках которых проводятся мероприятия по правовому просвещению.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» в субъектах Российской Федерации приняты и реализуются региональные программы действий в интересах детей.

Кроме того, в ряде субъектов (в том числе в республиках Башкортостан, Марий Эл, Саха (Якутия), Алтайском крае, Архангельской, Ивановской, Нижегородской, Тамбовской, Ульяновской областях, Ямало-Ненецком автономном округе) утверждены отдельные региональные программы и межведомственные планы по правовому просвещению, включающие мероприятия по распространению правовых знаний среди несовершеннолетних.

Всего по данным проведенного Минобрнауки России анализа за 10 месяцев 2016 года в субъектах Российской Федерации проведено более 129 тыс. массовых мероприятий по правовому просвещению. Из них 790 мероприятий на региональном уровне, более 14 тыс. на муниципальном уровне и более 14 тыс. на уровне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, Общее число участников мероприятий составило более 8 млн человек.

Наиболее часто встречающимся механизмом при реализации Основ в ряде регионов обозначено правовое обучение (обучающихся — в рамках образовательной программы, педагогов в рамках повышения квалификации, родителей — в рамках проводимых мероприятий соответствующей тематики),

5

Подробная информация, представленная органами государственной власти субъектов Российской Федерации о мероприятиях. проводимых в субъектах Российской Федерации, содержится в приложении № 2.

Правовое просвещение детей является составной частью учебных предметов «Право», «Обществознание». Элементы правового просвещения включены в уроки истории, экономики, географии, литературы, окружающего мира, основ безопасности жизнедеятельности.

Разработаны и реализуются в субъектах Российской Федерации более 500 программ дополнительного образования тематической направленности: «Правовая культура старшеклассника», «Ребенок и закон» (Республика Алтай), «Право. Выбор. Ответственность», «Закон и мы» (Хабаровский край), «Избирательное право и процесс для старшеклассников», «Клуб будущих избирателей», «Твой выбор» (Белгородская область) и др.

В целом на территории Российской Федерации широко используются традиционные формы и методы правового просвещения обучающихся: классные часы, образовательные форумы, лекции, тренинги, педагогические советы, фестивали, слеты, олимпиады, конкурсы, профильные смены, акции, викторины, открытые уроки, конференции, видеоконференции, просмотр и обсуждение видеофильмов правовой тематики, конкурсы творческих работ. Наряду с этим в практике представлены и такие инновационные формы, как квесты правовой тематики, правовые марафоны и т.п.

В целях повышения уровня правовой культуры и юридической грамотности детей и подростков, профилактики преступности несовершеннолетних, наркомании, алкоголизма в молодежной среде в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, детских домах, социально-реабилитационных центрах, социальных приютах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с отклонениями в развитии, специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, центрах временного содержания несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации проводятся лекционные занятия, классные часы, деловые игры, «круглые столы», дискуссии, уроки правовой грамотности, открытые уроки, занятия кружков, а также мероприятия по правовому информированию в креативной форме: брейн-ринги, конкурсы, турниры, соревнования, интерактивные игры, онлайн-конференции на интернет-порталах, интернет-уроки и радиоуроки.

В большинстве субъектов Российской Федерации проводятся региональные и муниципальные научно-практические конференции, посвященные правовому просвещению, организуются дискуссионные площадки в формате «круглого стола» для учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей по различным проблемам формирования правовой культуры и юридической грамотности взрослеющей личности, организуются региональные и муниципальные выставки наглядных и программно-методических материалов по вопросам распространения информации о правах ребенка в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Торжественные мероприятия, посвященные Дню принятия Конвенции о правах ребенка (20 ноября), Конституции Российской Федерации (12 декабря), Международному дню детского телефона доверия (17 мая), Международному дню защиты детей (1 тоня) широко представлены в просветительской работе такрж субъектов Российской Федерации, как республики Башкортостан и Мордовия, Кабардино-Балкарская и Чувашская республики, Хабаровский край, Астраханская, Калужская, Липецкая, Новгородская, Новосибирская, Свердловская области, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа и др.

Также широкое распространение получили организуемые для обучающихся тематические встречи с работниками правоохранительных органов, конкурсы проектов по правовому воспитанию среди детей и молодежи, экскурсии.

Для родителей, обучающихся стало традиционным проведение родительских собраний тематической направленности, лекториев, семейных олимпиад по вопросам права, Популярны консультации по вопросам материнства и детства (республики Дагестан, Марий Эл, Хакасия, Чувашская Республика, Краснодарский, Ставропольский, Пермский края, Белгородская, Воронежская, Ивановская, Ленинградская, Магаданская, Нижегородская области, Еврейская автономная область и др.). В республиках Башкортостан, Мордовия, Хакасия, Ставропольском, Пермском краях, Кировской, Ленинградской, Новосибирской, Псковской, Тамбовской областях широкое распространение получили обучающие вебинары (онлайн-семинары) с учащимися, родителями, педагогами, представителями гражданского общества и специалистами органов управления образованием,

3.2. Мероприятия по правовому просвещению, проводимые субъектами Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

С целью большего охвата обучающихся, родителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей по вопросам правового просвещения, на официальных сайтах региональных и муниципальных органов управления образованием публикуются актуальные вопросы правового просвещения для детей, родителей, специалистов. В ряде регионов созданы межведомственные специальные страницы, посвященные правовому просвещению. так, в Тамбовской и Ярославской областях правовое просвещение осуществляется на тематических порталах «Подросток и общество» (http://podrostok.68eduxu/), «Подросток и закон» (http://podrostok.edu.yar.ru/).

На сайтах общеобразовательных организаций размещаются «виртуальные газеты», транслируются презентационные видеоролики, посвященные вопросам правовой грамотности. Для трансляции таких видеороликов в Ямало-Ненецком автономном округе применяются телеэкраны в фойе школ. На портале официальных сайтов образовательных организаций Республики Крым размещен раздел «Правовое обеспечение», на странице Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещены разделы «Безопасное поведение детей и подростков на дорогах», «Предупреждение насилия в семье», «Антитеррор», «Интернет Цензор — эффективный родительский контроль».

Обобщенная информация о региональных ресурсах правового просвещения отражена на специализированной странице «Твое право» Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центр защиты прав и интересов детей» (www.fcprc.ru). Страница содержит семь основных разделов: «Методические материалы для специалистов»; «Методические материалы для родителей»; «Информационные материалы для детей»; «Мероприятия»; «Официальные документы»; «Советуем прочитать»; «Полезные ссылки, горячие линии».

На сайте городского методического центра города Москвы (http://life.mosmetod.ru) размещен большой объем материалов правовой тематики.

3.3. Распространение информации по правовому просвещению в печатных средствах массовой информации субъектов Российской Федерации

Анализ мер по организации правового просвещения показал, что во всех субъектах Российской Федерации ведется работа по подготовке, изданию и распространению печатной продукции, содержащей информацию о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей. Разрабатываются справочники, методические рекомендации для педагогов по вопросам правового просвещения обучающихся, а также печатные брошюры, памятки, информационные листовки, информационные буклеты и их электронные версии.

На сегодняшний день в субъектах Российской Федерации разработаны и используются следующие учебные и методические пособия по правовому просвещению: «Правовое просвещение для молодежи «Правознайка 3:0» (Ставропольский край); «Практика правового просвещения обучающихся 1 - 1 1 классов. Сборник материалов по итогам апробации региональной программы» (Архангельская область); «Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся. Методические рекомендации» (Владимирская область); «Методические рекомендации по проведению тематических уроков и внеурочных мероприятий «Подросток и закон» в образовательных организациях Нижегородской области»; «Методические рекомендации по вопросам организации правового просвещения участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогических работников, специалистов)» (Орловская область); «Из опыта работы образовательных учреждений по формированию правовой культуры участников образовательного процесса. Методическое пособие» (Смоленская область); «Развитие правовой грамотности и правосознания обучающихся на уроке права, истории, обществознания»; «Формирование законопослушного поведения обучающихся. Методические рекомендации» (Ярославская область); «Воспитание гражданина — государственная задача. Методический сборник» (Республика Крым) и др.

Также наглядные средства правового просвещения используются на книжных выставках. Так, например, на выставках, посвященных Конвенции о правах ребенка, при оформлении стендов с информацией о правах и обязанностях детей, при показе видеороликов по правовой тематике (республики Башкортостан, Дагестан, Коми, Кабардино-Балкарская Республика, Краснодарский край, Амурская, Владимирская. Воронежская, Ивановская, Ленинградская, Магаданская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская области, Еврейская автономная область).

3.4. Мероприятия по правовому просвещению, проводимые субъектами Российской Федерации в целях реализации проектов тематической направленности

В субъектах Российской Федерации разрабатываются и реализуются проекты по правовому просвещению детей. В течение 2016 года осуществлено более ЗОО проектов тематической направленности, так, в Кабардино-Балкарской Республике реализуются проекты «Гражданином быть обязан», «Закон обо мне», «Право. Выбор. Ответственность», «Я — член общества», в Республике Хакасия «Конституция РФ: мои права и обязанности», «Правовой ориентир абаканского школьника», «Правовой ориентир абаканского родителя», система баннеров «Зона родительской ответственности», «Правовое просвещение родителей», в Краснодарском крае — «Моя законотворческая инициатива», велоквест «Мы вместе», в Хабаровском крае «Права несовершеннолетних в разрезе литературных героев», в Ленинградской области «Учебные суды», «Твои права и обязанности», «Имею право знать», «Город, в котором живет Гражданин», «Гражданско-правовое воспитание посредством технологии «Модерация», «Детям о праве», «Молодежь против коррупции», в Новосибирской области — «О правах ребенка во весь голос», «Школа территория счастливого детства», «Правовая площадка юного гражданина», «Закон и мы», «Большие права — маленьким детям», в Кировской области — медиа-блоги для детей и родителей «Дети — детям», «Шаг навстречу», «Повседневное мужество и ответственность», в Челябинской области «Административная ответственность несовершеннолетних», «Социальные нормы и асоциальное поведение», «Азбука правовых знаний», «Правовое просвещение субъектов образования в целях предотвращения жестокого обращения с детьми», «Я знаю свои права».

На протяжении ряда лет в Оренбургской области реализуется проект «Детская общественная Правовая Палата», который представляет собой эффективный механизм участия детей и молодежи в процессах принятия решений, затрагивающих интересы ребенка. В рамках сборов Правовой Палаты, которые проходят три раза в год, широко обсуждаются проблемы детского сообщества, совместно с представителями органов власти вырабатываются пути их решения. Члены Правовой Палаты пропагандируют права детей среди сверстников, представляют мнение детского сообщества на встречах с представителями муниципальных образований. Проект получил грант Президента Российской Федерации,

Распространены в субъектах Российской Федерации проекты, направленные на подготовку взрослеющей личности к будущей избирательной деятельности, например, «Молодой избиратель, «Готовимся стать избирателями», «Наши выборы — наша ответственность» (Ленинградская, Рязанская области).

Во всех субъектах Российской Федерации действует просветительский проект Ассоциации юристов России «Школа права» для заинтересованных в повышении своей грамотности подростков.

В целях повышения уровня правосознания учащихся и популяризации антикоррупционных стандартов поведения в рамках реализации Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 — 2016 годах в субъектах Российской Федерации проводятся уроки по формированию антикоррупционного мировоззрения и повышению общего уровня правосознания и правовой культуры обучающихся (Ленинградская область), антикоррупционный конкурс среди учащихся «Надо жить честно» (Республика Татарстан), конкурсы творческих работ учащихся по правовой тематике «Скажем коррупции — нет!» (Самарская область), конкурс «Лучшая научная работа на тему антикоррупционного просвещения» (Курганская область). Разработано учебно-методическое пособие для педагогов и обучающихся системы среднего профессионального образования «Я знаю свои права: как противодействовать коррупции» (Пензенская область). В рамках мероприятий Курганской областной программы по противодействию коррупции детско-юношеским центром в 2016 году организована деловая игра «Бюрократ».

Значительное место в правовом просвещении занимают мероприятия по повышению юридической грамотности педагогов. В 2016 год в субъектах Российской Федерации проведено более 28 тыс. мероприятий тематической направленности.

Особо следует отметить роль в правовом просвещении различных молодежных мероприятий, ежегодно проводимых в Российской Федерации.

В августе 2016 прошел Ульяновский региональный юридический конгресс «ЮрВолга. Право на выбор», который был направлен на патриотическое воспитание подрастающего поколения юристов, донесение до молодежи современных

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 № 816-р.

тенденций в области избирательного права и юриспруденции, интеграцию молодых юристов в избирательную кампанию, совершенствование профессиональной этики молодых юристов, повышение качества юридического образования и правового просвещения. Участниками конгресса стали студенты ульяновских вузов, слушатели правовой академии, а также учителя права Ульяновской области.

4. Информация о проведении в 2016 году

Всероссийского дня правовой помощи детям

18.11.2016 во всех субъектах Российской Федерации в четвертый раз прошел Всероссийский день правовой помощи детям. Данное мероприятие проводится ежегодно во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Основной его целью является правовое просвещение детей и родителей, а также консультирование по вопросам опеки, попечительства и прав детей-сирот для опекунов, приемных семей и граждан, планирующих усыновить ребенка.

В субъектах Российской Федерации было специально организовано свыше 42 тыс, пунктов консультаций, информация о работе которых была заблаговременно доведена до сведения заинтересованных граждан. Проведены различные просветительские мероприятия на базе общеобразовательных и детских дошкольных учреждений, более 3 тыс. — в детских домах и 95 — в пенитенциарных учреждениях. Всего в 2016 году в рамках Всероссийского дня правовой помощи детям были проконсультированы почти 95 тыс. детей и примерно столько же взрослых граждан. В проведении мероприятий участвовали 5710 адвокатов и 4354 нотариуса.

Подробные сведения о проведении в 2016 Всероссийского дня правовой помощи детям содержатся в приложении № З.

5. Рекомендации субъектам Российской Федерации по организации правового просвещения детей

К числу мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения в соответствии с Основами отнесены:

включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности;

развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий; применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей; повышение уровня юридической грамотности педагогов; подготовка преподавателей учебного предмета «Право», а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования.

Учитывая вышеизложенное, в субъектах Российской Федерации должна быть организована работа по:

реализации мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения; принятию региональных программ правового просвещения населения; учреждению должностей уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении, предусмотренных Конвенцией ООН «О правах ребенка» 7 и имеющих важное значение в развитии системы правового просвещения и защиты прав человека; осуществлению антикоррупционного просвещения учащихся.

Также необходимо усилить работу по правовому просвещению в пенитенциарных учреждениях.

Кроме тот, органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо уделить особое внимание защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию путем разработки и реализации региональных программ обеспечения информационной безопасности детей в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» 8.

В целях развития и популяризации системы правового просвещения на официальных сайтах муниципальных образований, органов социальной защиты населения, организаций социального обслуживания в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» необходимо предусмотреть размещение информации о правах детей, об ответственности родителей, о службах, в которые можно обратиться, если нарушены права ребенка.

Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20, 11.1989.

8 Часть 2 статьи 4 Федеральнот закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О зашите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитшо».